ВЫДЕРЖКИ ИЗ УСТАВА МАНП
ОСНОВНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАНП ЯВЛЯЮТСЯ:
– МАНП выполняет задачи по развитию социальной и клинической психотерапии и консультирования, иных проработанных психотехнологий, способствует разработке методологии научных исследований в психотерапии, иных психотехнолгиях, стимулирует поиск новых форм организации психотерапевтической и психотехнологической помощи, включая нормативное регулирование профессиональной психотерапевтической, консультативной и иной психотехнологической деятельности;
– МАНП является авторитетным органом, осуществляющим общественную экспертизу научно-исследовательской деятельности в сфере профессиональной психотерапии, консультирования, а также иных психотепхнологий, далее — одним из главных инструментов стимулирования научно-исследовательской деятельности в сфере научной психотерапии, научного направления «Психотехнологии» и управления качеством психотерапевтической, консультативной, а также иной психотехнологической деятельности;
– содействие в продвижении тематических научных исследований (консультирование членов МАНП, имеющих статус соискателя-исследователя, по всем вопросам, возникающим в ходе разработки, реализации и экспертной оценки тематических исследовательских проектов; помощь в апробации и публикации результатов проводимого научного исследования; повышение статуса соискателей-исследователей в иерархии членов МАНП на основании экспертной оценки результатов проведенных ими исследований);
-разработка и реализация программ непрерывного профессионального обучения по тематике научной психотерапии для членов МАНП, имеющих статус соискателя-исследователя, специалистов, имеющих статус эксперта в области методологии научных исследований в психотерапии, иных психотехноллогий, прочих специалистов психотерапевтического и психотехнологического профиля, проявляющих интерес к научной психотерапии, научному направлению «Психотехнологии»;
-содействие в разработке и реализации программ дополнительного профессионального образования по профилю методологии научных исследований в психотерапии, иных психотехнологиях, выполняемых образовательными учреждениями и центрами в РК и других странах;
-содействие в разработке и реализации научно-исследовательских программ и проектов, выполняемых инициативными исследователями и заинтересованными организациями в области научной психотерапии, научного направления «Психотехнологии»;
-разработка и продвижение нормативно-правовых актов, способствующих повышению эффективности научно-исследовательской психотерапевтической, консультативной и иной психотехнологической деятельности;
-разработка и внедрение внутренних стандартов и правил профессиональной деятельности, осуществляемой в сфере научной психотерапии, консультирования, а также иных психотехнологий;
–проведение независимой экспертизы качества в сфере психотерапевтической и иной психотехнологической деятельности с оформлением соответствующего сертификата качества;
-содействие укреплению конструктивного партнерства между профессиональными ассоциациями, объединениями, государственными и международными организациями, имеющими прямое либо косвенное отношение к научно-исследовательской деятельности специалистов психотерапевтического, консультативного, а также иного психотехнологического профиля;
-содействие развитию международного сотрудничества в области научной психотерапии, консультирования и психотехнологий;
-участие в подготовке и проведении конгрессов, съездов, конференций, семинаров по тематике научной психотерапии, консультирования и иных психотехнологий;
-информационно-издательская деятельность по профилю научной психотерапии, консультирования, иных психотехнологий.
Введение
В продолжение самых последних лет психотерапия завершила сложнейший переход от эмпирической к теоретической стадии своего развития. Разработана общая теория психотерапии с такими важными уточняющими характеристиками, как «всеобъемлющая» (т. е. охватывающая основные компоненты предметной сферы профессиональной психотерапии) и «основополагающая» (т.е. содержащая аргументированные эпистемологические основания и полноценный методологический базис по оформлению основных видов психотерапевтической деятельности). В связи с чем, весьма актуальным представляется вопрос о разработке и утверждении паспорта научной специальности «Психотерапия» и признании психотерапии самостоятельной научной специальностью и академической дисциплиной.
Общая информация
Настоящий документ является свидетельством признания самостоятельной научной специальности «Психотерапия» на уровне профессионального психотерапевтического сообщества, действующего в Российской Федерации – т. е. общественного признания.
Стандартные рубрикации рассматриваемого документа имеют нижеследующие особенности оформления.
Формулировка шифра специальности «Психотерапия, психологическая психотерапия, клиническая психотерапия, социальная психотерапия, история психотерапии, философское и методологическое обоснование научной психотерапии, методология научных исследований в психотерапии, организация психотерапевтической помощи и профильное нормотворчество» включает обозначение наиболее распространенных моделей психотерапии — психологической, медицинской и социальной — и охватывает все поле современной профессиональной психотерапии.
Следует обратить внимание на тот факт, что представленная здесь структура современной психотерапии полностью соответствует доминирующей био-психо-социальной парадигме в понимании базисных механизмов адаптации — дезадаптации.
Далее, в приведенной формулировке прописывается «история психотерапии», обращенная к изучению фактологии становления единой психотерапевтической традиции — а это весьма важный интегративный вектор, подчеркивающий дисциплинарное единство психотерапии.
Безусловно важными являются и такие векторы как философское и методологическое обоснование научной психотерапии, и собственно методология научных исследований (в связи со спецификой предметной сферы психотерапии), а также организация психотерапевтической помощи, включая профильное нормотворчество.
Таким образом, настоящей формулировкой охватываются основные ареалы современной психотерапии и фокусы внимания, обращенные в прошлое, настоящее и будущее рассматриваемой научной специальности.
Формула специальности. В данной рубрикации раскрывается содержание предметной сферы современной психотерапии. Специально, здесь следует отметить такой пункт, как общая теория психотерапии с ключевыми характеристиками данной теории. Настоящий пункт является констатацией наличия проработанной эпистемологической основы психотерапевтического знания, без чего все претензии психотерапии на статус самостоятельной научной специальности являются фикцией.
Здесь же, обозначены основные виды психотерапевтической деятельности — научная, образовательная, практическая, организационная, нормативно-творческая, экспертная — как предмет исследовательского внимания. Что, в перспективе, существенно повысит качество упомянутых видов психотерапевтической деятельности. А в итоге — и качество оказываемой психотерапевтической помощи.
Так же, необходимо отметить и четкую био-психо-социальную ориентацию блока исследовательских задач, рекомендуемых к выполнению в сфере определения эффективности психотерапевтической практики.
Области исследования в тексте настоящего документа структурированы по уровням дисциплинарной матрицы общей теории психотерапии. Таким образом, представленная здесь проблематика охватывает предметное поле профессиональной психотерапии «сверху донизу».
Представленные здесь ассортимент и специфика научной проблематики не оставляют никаких сомнений в правомерности выведения психотерапии в самостоятельную научную специальность.
Здесь же, — и это второй план настоящей рубрикации — по мере возможности, сгруппированы темы общей, социальной и медицинской научной проблематики, относимой к соответствующим векторам активности профессиональной психотерапии. Таким же образом выделены тематические группы исторических, философских и методологических (эпистемологических) исследований в сфере психотерапии, собственно методологии профильных научных исследований, инновационных форм организации психотерапевтической помощи и профильного нормотворчества.
Итоговая рубрикация «Отрасль наук». В настоящем документе обозначен такой общий сектор «Науки о психике», несмотря на то, что до настоящего времени именно такого отраслевого кластера в общем корпусе науки выделено не было. Однако, здесь необходимо иметь ввиду, что одно из важнейших эвристических следствий общей теории психотерапии как раз и заключается в возможности проведения — на основании обновленных эпистемологических принципов — систематизации и, соответственно, аргументированного выделения отраслевого сектора «Науки о психике». При этом, беспрецедентная значимость данного сектора, как и самостоятельной научной специальности «Психотерапия», занимающей в нем достойное место, не вызывают сомнений и утверждаются, в том числе, и настоящим документом.
Нормативная рубрикация «Ученые степени и звания». В данном случае — в связи с избранной (оптимальной в условиях действующих в РФ нормативных требований) формой экспертизы научных достижений в сфере психотерапии — прописываются следующие дифференцированные статусы членства в Международной академии научной психотерапии: доктора научной психотерапии, профессора научной психотерапии и Академика научной психотерапии, присуждаемые на основании утвержденных критериев МАНП.
Содержание документа «Паспорт научной специальности «Психотерапия»
Шифр специальности «Научная психотерапия»:
(условное цифровое обозначение шифра специальности, принятое на уровне ведущей общественной организации) Психотерапия, психологическая психотерапия, клиническая психотерапия, социальная психотерапия, история психотерапии, философское и методологическое обоснование научной психотерапии, методология научных исследований в психотерапии, организация психотерапевтической помощи и профильное нормотворчество.
Формула специальности:
Содержанием специальности (условное цифровое обозначение шифра специальности) — «Психотерапия, клиническая психотерапия, социальная психотерапия, история психотерапии, философское и методологическое обоснование научной психотерапии, методология научных исследований в психотерапии, организация психотерапевтической помощи и профильное нормотворчество» является исследование:
фундаментальных механизмов функционирования психики; закономерностей индивидуальной и социальной самоорганизации, осуществляемой с использование ресурсов психического;
философских и методологических оснований научной психотерапии;
общей теории психотерапии с такими характеристиками, как «всеобъемлющая» (охватывающая основные компоненты предметной сферы профессиональной психотерапии) и «основополагающая» (формирующая полноценный методологический базис состоятельного и самостоятельного научно-практического направления);
общей и прикладной исследовательской методологии;
профильных образовательных, организационных (включая нормотворчество), экспертных технологий, обеспечивающих повышение качества психотерапевтической деятельности;
выводимой отсюда психотерапевтической практики с возможностью: 1) адаптивной мобилизации ресурсов психического; 2) развития определенных психических свойств, процессов и состояний, обеспечивающих повышение индивидуальной и социальной эффективности в решении любых стандартных и сложных (проблемных) ситуаций; 3) эффективного противодействия процессу вовлечения населения в деструктивные социальные эпидемии (химической, психологической зависимости, панические эпидемии новейшего времени), форсированного развития высоких уровней психологического здоровья-устойчивости к агрессивному влиянию среды; 4) предупреждения и преодоления патологического влияния болезнетворных факторов и последствий такого влияния, формирования высоких уровней индивидуального и социального здоровья.
Области исследований:
1.История становления психотерапии (протопсихотерапия, донаучная психотерапия). Современная история развития психотерапии (научная психотерапия). Становление и развитие психотерапии в России.
2.Историческая реконструкция динамики представлений об эпистемологических основах и предметной сфере психотерапии в различные исторические эпохи. Анализ эпистемологических препятствий в развитии психотерапии.
3.Разработка методологии эпистемологического анализа применительно к исследованиям истории становления психотерапевтической традиции, науки и практики.
4.Разработка методологии исторической реконструкции, адаптированной для проведения комплексного исследования динамики становления предметной сферы психотерапии.
5.Особенности формирования единой психотерапевтической традиции. Общая эпистемологическая основа психотерапии. Основные ареалы психотерапии, объединяемые психотерапевтической традицией.
6.Особенности использования методологии системного подхода в сфере теории психотерапии. Понятие системного стержня в теории психотерапии. Концепция дисциплинарной матрицы в психотерапевтической теории и практике. Уровни дисциплинарной матрицы и их концептуальное наполнение.
7.Психотерапия как система кодифицированных научных знаний. Компоненты общей теории психотерапии. Понятие о предметной сфере психотерапии. Эпистемологические основы психотерапевтической науки.
8.Понятие о традиционных и инновационных (обоснованных с использованием общей теории психотерапии) основных векторах дифференциации-интеграции психотерапевтической науки и практики.
9.Основные типы взаимодействия психотерапевтической науки с сектором наук о психике. Место психотерапии в общем корпусе науки.
10.Новые походы (на основании общей теории психотерапии) к классификации современной психотерапии.
11.Фундаментальные допущения, формирующие реальность психического. Понятие об эпистемологических платформах (основополагающий концепт уровня фундаментальных допущений в общей теории психотерапии).
12.Понятие о недифференцированной, диссоциированной и ассоциированной эпистемологических платформах, как о фундаментальном методологическом базисе психотерапевтической науки.
13.Феномен психопластичности. Новое понимание функций психического, имеющих отношение к феномену психопластичности. Эпистемологический анализ феномена психопластичности. Психотерапия, как методология и практика использования феномена психопластичности с адаптивными целями.
14.Обновленная теория био-психо-социальной адаптации, выстраиваемая в соответствии с проработанным концептом пластического потенциала психики человека.
15.Адаптивно-креативный цикл. Универсальная модель адаптивно-креативного цикла с проработанным алгоритмом и вариантами (нормативным, кризисным, сверхнормативным) прохождения данного цикла.
16.Адаптивно-креативный цикл как способ репрезентации универсальной психотерапевтической динамики. Этапы и фазы адаптивно-креативного цикла. Методология исследования особенностей и темпов продвижения клиента или группы по этапам и фазам адаптивно-креативного цикла.
17.Концепция качественных характеристик психического здоровья, обеспечивающих устойчивость к агрессивному влиянию среды. Качественные характеристики индивидуального, семейного, группового (организованные группы населения) психического здоровья, как универсальные мишени современной психотерапии.
18.Концепция «Адаптивного интеллекта», как эмерджентная характеристика универсальных мишеней, выводимых в мета-модели социальной психотерапии.
19.Психотехнические аспекты концепции психопластичности. Условия манифестации специфических форм активности базисных инстанций психического, необходимых для достижения быстрых и устойчивых терапевтических изменений.
20.Концепция трёхуровневой психотерапевтической коммуникации. Макро- и мета-технологические уровни психотерапевтической коммуникации как универсальный потенциал психотерапии. Структурно-технологический уровень психотерапевтической коммуникации как уникальный потенциал психотерапии.
21.Система макро- и мета-мишеней, макро- и мета-технологий психотерапии как главные механизмы трёхуровневой психотерапевтической коммуникации, и как база для понимания функционального смысла обще-терапевтических факторов.
22.Систематика общих факторов психотерапии. Психотехнической анализ общих факторов психотерапии.
23.Система параметров и индикаторов, оценивающих полноту и качество используемых макро- и мета-технологий, структурированных техник профессиональной психотерапии, а также скорость продвижения субъекта по этапам и фазам адаптивно-креативного цикла.
24.Общая и частная методология научных исследований в сфере психотерапии. Доказательная исследовательская практика и психотерапия. Базисная научно-исследовательская программа в психотерапии.
25.Методология психотехнического и комплексного анализа эффективности психотерапевтических методов и технологий. Системы промежуточных и итоговых индикаторов эффективности психотерапевтического процесса.
26.Концепция управления качеством психотерапевтической деятельности — научной, образовательной, практической, организационной, нормативно-творческой, экспертной. Механизмы управления качеством психотерапевтической деятельности.
27.Экспертные группы в психотерапии. Принципы организации и деятельности экспертных групп в области научной, образовательной, практической, организационной, нормативно-творческой деятельности.
28.Общий концепция стандартов и правил психотерапевтической деятельности. Обоснование общего алгоритм разработки, обсуждения, утверждения и обновления системы профессиональных стандартов и правил психотерапевтической деятельности на уровне экспертных групп, специалистов и профессионального сообщества в целом.
29.Концептуальные модели формирования приверженности специалистов, действующих в сфере психотерапии, к выполнению утвержденных стандартов и правил психотерапевтической деятельности.
30.Механизмы эффективного контроля реализации стандартов и правил профессиональной психотерапевтической деятельности.
31.Концепция психоэтики. Психоэтика и профессиональная этика в психотерапии.
32.Эффективное нормативно-правовое регулирование психотерапевтической деятельности. Государственное регулирование психотерапевтической деятельности. Общественное (на уровне профессиональных психотерапевтических ассоциаций и профильных саморегулируемых организаций) регулирование психотерапевтической деятельности.
33.Законодательное регулирование психотерапевтической деятельности. Разработка модельного закона «О психотерапии» (варианты — «О психотерапевтической помощи»; « О психотерапевтической деятельности»).
34.Регулирование психотерапевтической деятельности с использованием подзаконных и других нормативных актов, принятых в сфере здравоохранения, образования, социальной помощи и поддержки, оказания помощи в чрезвычайных ситуациях. Разработка модельных подзаконных актов.
35.Деятельность социальных институтов, имеющих отношение к достижению промежуточных и конечных целей в сфере социальной психотерапии.
36.Концепцией деструктивных социальных эпидемий (ДСЭ). Универсальные механизмы вовлечения в ДСЭ. Универсальные психотерапевтические мишени и ДСЭ. Мета-модель социальной психотерапии и ДСЭ.
37.Основные типы типы ДСЭ (расстройства адаптации, в том числе обозначаемые как «психологические проблемы»; химическая зависимость — алкоголизм, наркомании, токсикомании, лекарственная зависимость; деструктивная психологическая зависимость – игромания, компьютерная зависимость, вовлечение в религиозно-экстремистские и иные тоталитарные секты; панические информационные пандемии). Взаимозависимость типов ДСЭ. Социальная психотерапия, как средство эффективного противодействия ДСЭ.
38.Обоснование инновационной мета-модели социальной психотерапии. Социальная психотерапия и наиболее острые проблемы Новейшего времени.
39.Оценка эффективности традиционных и экспериментальных психотерапевтических методов (с использованием методологии доказательной исследовательской практики) в дифференцированных клинико-статистических группах.
40. Оценка эффективности традиционных и экспериментальных психотерапевтических методов (с использованием методологии доказательной исследовательской практики) в группе лиц, мотивированных на форсированное развитие высоких уровней здоровья и определенных качественных характеристик здоровья.
41.Разработка новой рамочной концепции психотерапии, как: 1) важнейшего направления самоорганизующей социальной активности в эпоху Новейшего времени; 2) наиболее востребованной социальной практики, препятствующей вовлечению населения в деструктивные социальные эпидемии; 3) самостоятельного и самодостаточного научно-практического направления; 4) авангардного фронта науки в общем секторе наук о психике и в корпусе науки в целом.
42.Разработка инновационных моделей организации психотерапевтической помощи дифференцированным по функциональным признакам группам населения.
43.Иные области профильных исследований, перспективность которых обоснована с позиции доказательной исследовательской практики и предварительного форсайта.
Отрасль наук:
Науки о психике.
Дифференцированные степени членства в МАНП, присуждаемые в соответствие с настоящим документом: 1) степень доктора научной психотерапии МАНП; 2) степень профессора научной психотерапии МАНП; степень Академика научной психотерапии МАНП, присуждаемые на основании критериев, устанавливаемых Положением об Академическом совете МАНП.
Заключение
Настоящий документ разработан на основании эпистемологических установок, концепций и концептов общей теории психотерапии, обосновывающих статус психотерапии, как самостоятельной научной специальности.
Научные изыскания, проводимые в сфере психотерапии, безусловно, могут включать множество других актуальных — в том числе, фундаментальных, смежных и прикладных — направлений исследовательской активности. Отсюда, выводится необходимость тесного, конструктивного взаимодействия психотерапии с научными дисциплинами, представленными в секторе наук о психике.
Главными условиями, обеспечивающими возможность такого конструктивного научного сотрудничества, являются разработка Базисной научно-исследовательской программы, реализуемой в данном научном секторе. В общем пространстве такой масштабной исследовательской программы психотерапия должна «располагаться» в поле функциональной активности фронта авангардных научных направлений.
Введение
В эпоху Новейшего времени отмечаются беспрецедентные масштабы явного и скрытого использования психотехнологий практически во всех областях профессиональной, гуманитарной и общественно-политической деятельности. Можно с уверенностью говорить о том, что многие психотехнологии стали существенной или даже неотъемлемой частью информационных технологий, являющихся абсолютным приоритетом Новейшего времени.
И вместе с тем появляется все больше данных о непредсказуемых и, весьма часто, очевидно вредных последствий для человека, группы, общества в связи с непродуманным и неэкологичным использованием современных психотехнологий. В следствие чего со стороны некоторые общественные и профессиональные организации выступают с инициативами в пользу достаточно жесткого нормативного регулирования наиболее распространенных вариантов психотехнической активности (видов психологической помощи).
Между тем, согласно квалифицированным экспертным оценкам, только лишь запретительные или ограничительные меры неизбежно приведут к общему снижению качества и стагнации рынка профессиональных помогающих психотехнологий. Сама по себе область психотехнической активности, многократно превосходящая по объему и ассортименту выделяемый сектор психологической помощи, толком не исследуется. Высказываемые здесь суждения как правило носят произвольный характер и не могут являться основанием для принятия ответственных решений. То есть, существует острая необходимость в углубленном, квалифицированном и масштабном исследовании совокупности современных психотехнологий, с тем, чтобы любые предложения по регулированию данной важнейшей сферы деятельности, основываясь на фактах, а не на домыслах.
Методологическая база и соответствующие организационные структуры, необходимые для продвижения такого масштабного исследовательского проекта в настоящее время созданы: разработана универсальная технология психотехнического и комплексного анализа (ПиКАП), адекватная для исследования любой психотехнической активности; в продолжении пяти последних лет успешно функционирует Международный ученый совет по психотерапии, способный проводить квалифицированную психотехническую экспертизу; проработан вопрос о реализации подготовленных циклов последипломной подготовки специалистов в области методологии профильных научных исследований и психотехнической экспертизы; разработана, обоснована — с позиции доказательной исследовательской практики — и опубликована классификация наук о психике, в которой научной направление «Психотехнологии» выведено в отдельную рубрикацию.
Общая информация по настоящему документу
Настоящий документ является свидетельством общественного признания научной специальности «Психотехнологии» на уровне существенной части профессионального психотерапевтического, психологического и, соответственно, психотехнологического сообщества, действующего в Российской Федерации и в других странах, участвующих в формировании Международного ученого совета по психотерапии и Международной ассоциации научной психотерапии.
Стандартные рубрикации рассматриваемого проектного документа имеют нижеследующие особенности оформления.
Формулировка шифра специальности «Психотехнологии; предметная сфера и спецификация психотехнологической деятельности» выводится с пониманием того, что данная научная специальность представлена: 1) наиболее проработанными и состоятельными в содержательном плане психотехнологическими номинациями: консультирование (психологическое, социальное, бизнес-консультирование, консультирование без уточнения целеполагания и контактной группы); развивающие и адаптивные тренинги (психотерапевтические, психологические, социальные, тренинги без уточнений целеполагания и клиентской группы); коучинг; медиация, образовательные и воспитательные психотехнологии; психогигиена; психопрофилактика; эффективная самоорганизация с использованием ресурсов психического; иные проработанные психотехнологии; 2) следующими основными профессиональными спецификациями: профильная научно-исследовательская деятельность; специальное образование; практическая деятельность; организация; нормативное регулирование; экспертная деятельность; 3) наиболее актуальной проблемной тематикой, присутствующей в поле современных психотехнологий: психологическая безопасность; психо-экология; психо-этика; искусственный интеллект — человек; виртуальная реальность — человек; вредные последствия у человека, группы, общества в связи с использованием тех или иных психотехнологий, адекватная, в том числе правовая оценка таких последствий.
Таким образом, настоящей формулировкой охватываются и основные области активности, и компоненты предметной сферы современных психотехнологий.
Формула специальности. В данной рубрикации раскрываются функциональные особенности психотехнологической активности, а также — особенности предмета «приложения» и целеполагания современных психотехнологий. С учетом проработанных спецификаций (научная, образовательная, практическая и проч.) и состоятельных номинаций профессиональной психотехнологической деятельности, данный раздел ориентирован на существенное повышение качества реализуемых психотехнологий и, соответственно, эффективную профилактику возможных нежелательных последствий.
Области исследования в настоящем проектном документе структурированы по разделам, представленным в формулировке шифра специальности «Психотехнологии; предметная сфера и спецификация психотехнологической деятельности», т. е. включают три «больших» уровня, охватывающих наиболее актуальную исследовательскую проблематику.
Специально следует отметить факт того, что прописанные в данном документе области исследования тесно «соприкасаются» и даже перекрываются сферой исследовательской активности многих других сопряженных и состоятельных научно-практических направлений (например, психология, психотерапия, педагогика и проч.). Однако, данное обстоятельство предлагается рассматривать в первую очередь как возможность синергии и усиления прагматической части каждого из таких «пересекающихся» научно-практических направлений. А с учетом современных эпистемологических позиций, выведение актуальных научных фронтов (или объединяющих научных направлений) только лишь усиливает необходимые интегративные процессы в общем корпусе науки. А в нашем случае — усиливает интегративные тенденции в пока еще формирующемся, крайне важном секторе наук о психике.
Итоговая рубрикация «Отрасль наук». В настоящем проектном документе в данной рубрикации обозначен сектор «Науки о психике». Основанием для такого рода констатации является наличие разработанной, обоснованной с позиции доказательной исследовательской практики и опубликованной в рейтинговых научных изданиях классификации наук о психике, в рамках которой научной направление «Психотехнологии» выведено в отдельную номинацию.
Содержание документа «Паспорт научной специальности «Психотерапия»
Шифр специальности:
(условное цифровое обозначение шифра специальности, принятое на уровне ведущей общественной организации) «Психотехнологии; предметная сфера и спецификация психотехнологической деятельности».
Формула специальности:
Содержанием специальности (условное цифровое обозначение шифра специальности) — «Психотехнологии; предметная сфера и спецификация психотехнологической деятельности» является исследование:
-сущностных характеристик, особенностей предметной сферы, собственно технологического оформления, специфики (включая краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные эффекты) воздействия используемых психотехнологий на различные аспекты психической активности, адаптивные кондиции, качество жизни и социальные характеристики человека, группы, общества;
-комплексной и сравнительной эффективности наиболее проработанных и состоятельных в содержательном плане психотехнологий, таких как: консультирование (психологическое, социальное, бизнес-консультирование, консультирование без уточнения целеполагания и контактной группы); развивающие и адаптивные тренинги (психотерапевтические, психологические, социальные, тренинги без уточнений целеполагания и клиентской группы); коучинг; медиация, образовательные и воспитательные психотехнологии; психогигиена; психопрофилактика; эффективная самоорганизация с использованием ресурсов психического; иные проработанные психотехнологии;
-наиболее эффективных методологических и содержательных характеристик по главным профессиональным спецификациям психотехнологической деятельности: профильная научно-исследовательская деятельность; специальное образование; практическая деятельность; организация; нормативное регулирование; экспертная деятельность;
–актуальной проблематикой, всегда присутствующей в поле современных психотехнологий: психологическая безопасность; психо-экология; психо-этика; искусственный интеллект — человек; виртуальная реальность — человек; возможные вредные последствия у человека, группы, общества в связи с использованием тех или иных психотехнологий; адекватная, в том числе правовая оценка таких негативных последствий.
Возможные области исследований:
1.Исторический аспект становления культурных, религиозных, духовных и светских психотехнологий; особенности психотехнологической традиции в данных «больших» направлениях цивилизационного развития.
2.Культурно-историческая реконструкция динамики представлений о научных основах и предметной сфере психотехнологий в различные исторические эпохи. Объяснительные модели психотехнического воздействия.
3.Философские (эпистемологические) и методологические основания прикладной психотехнологической науки и практики.
4.Универсальные и специфические особенности предметной сферы психотехнологий; методология выведения и исследования предметной сферы психотехнологий.
5.Систематизация и классификация традиционных и современных психотехнологий; основные системообразующие принципы.
6.Научные основы современных психотехнологий; базисные принципы исследования.
7.Психотехнологии в индивидуальной, дуальной, групповой и социальной коммуникации; специфика содержания, технологического оформления и исследования.
8.Понятие о манипулятивных, помогающих, развивающих и социально-стабилизирующих психотехнологиях; специфика содержания, технологического оформления и исследования.
9.Психотехнологии в системе наук о психике и гуманитарных науках. Место психотехнологий в секторе наук о психике.
10.Психотехнологии и авангардные науки. Место психотехнологий в общем корпусе науки.
11.Исследование комплексной и сравнительной эффективности наиболее проработанных и состоятельных в содержательном плане психотехнологий: консультирование (психологическое, социальное, бизнес-консультирование, консультирование без уточнения целеполагания и контактной группы); развивающие и адаптивные тренинги (психотерапевтические, психологические, социальные, тренинги без уточнений целеполагания и клиентской группы); коучинг; медиация, образовательные и воспитательные психотехнологии; психогигиена; психопрофилактика; эффективная самоорганизация с использованием ресурсов психического; иные проработанные психотехнологии. По каждой номинации может и должно быть проведено подобное исследование с использованием принципов и подходов доказательной исследовательской пратики.
12.Исследование и выведение наиболее эффективных методологических и содержательных характеристик по главным профессиональным спецификациям психотехнологической деятельности: профильная научно-исследовательская деятельность; специальное образование; практическая деятельность; организация; нормативное регулирование; экспертная деятельность.
13.Исследования по наиболее актуальным проблемным темам, так или иначе присутствующим в поле современных психотехнологий: психологическая безопасность; психо-экология; психо-этика; искусственный интеллект — человек; виртуальная реальность — человек; возможные вредные последствия у человека, группы, общества в связи с использованием тех или иных психотехнологий; адекватная, в том числе правовая оценка таких негативных последствий.
14.Исследования в области экспериментальных психотехнологий по основным направлениям авангардных наук о психике (например, психотехнологии и управление временем; психотехнологии в аспекте развития ассоциированного сверх-адаптивного интеллекта и проч.).
15.Деструктивные психотехнологии и возможности эффективного противодействия.
Отрасль наук:
Науки о психике.
Заключение
Актуальность выведения специальности «Психотехнологии» в статус прикладного научного направления и формирование долговременной исследовательской программы по данному направлению, в связи со всем сказанным, не вызывает никаких сомнений.
Настоящий документ разработан на основании имеющихся достижений в сфере наук о психике, в частности — в области научной психотерапии. То есть, стартовая теоретическая база у формирующейся научной специальности имеется. Профессиональное психотерапевтическое и психологическое сообщество стран, участвующих в деятельности Международного ученого совета по психотерапии и Академического совета МАНП, располагают необходимыми организационные и кадровыми возможностями по организации экспертиза научных достижений в сфере психотехнологий.
© 2024 ОО “Международная академия психотерапии”
Учебный цикл “экспертиза качества психотерапевтической, консультативно-психологической и иной психотехнической деятельности” 800 часов будет проводиться с 21 октября 2024 по 20 июня 2025 года. Программа цикла будет опубликована на сайте МАНП 1 июня 2024 года
Независимая экспертная оценка качества реализуемых психотехнологий будет проводиться экспертами МАНП с 25 сентября 2024 по специальным заявкам. Форма подачи заявок и порядок получения экспертного заключения с прилагаемым сертификатом качества психотехнологической деятельности будет опубликован 1 июня 2024 года
Учебный цикл дополнительного образования “Методология научных исследований в сфере психотерапии, консультирования и иных психотехнологий” 1000 часов теории, практики, самостоятельных занятий – будет проводится с 10 сентября 2024 по 10 мая 2026. Полная программа цикла помимо необходимых теоретических и практических занятий предполагает выполнение научного исследования по избранной тематике. Программа цикла будет опубликована на сайте МАНП 1 июня 2024 г.
Консультации д.м.н
профессора, председателя Академического Совета МАНП Александра Лазаревича Каткова по вопросам методологии научный исследований будут проводится по специальному расписанию, по предварительной записи с 10 мая 2024 года. Заявки на консультации нужно высылать на Эл. Почту МАНП